Марина Неизвестная предлагает Вам запомнить сайт «ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ»
Вы хотите запомнить сайт «ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сейчас онлайн

  • Sergey Stolyarov
  • Сергей Григорьевский
  • Людмила Киселева
  • lagraphica
  • ivan fliginskich
  • I9lhVubAI9 46EfXBduiJ
  • илья ширенков
  • валерий курилов
  • Олег Ткачёв
  • алексей швецов
  • Юрий Ильинов
  • Юлия Редькина
  • Valeriy Akhmatov
  • Наталья Приданова
  • Георгий Приходько
Стена
Людмила Лобачева
эта маленькая девочка достойна уважения. Это первые протесты. исходящие не от взрослых. а от детей которые остро чувствуют среду несправедливости. а по каналам вещания везде еда. шикарный отдых. виллы, дачи, как из другого Мира.
Людмила Лобачева 18 марта, в 17:55
Виктор Обдуленко
Свое мнение предлагаю написаным стихотворением Це Україна крокує в майбуть
З прапором волі, надії і віри…….
…Хай над світами твій прапор зліта —
Прапор єднання і поступу,
Й - слави”
Зб. «Чисте світло» ст98 Т.Севернюк
З В І Т
Слова ці виписав із збірки,
Що для дітей писала Севернюк.
Слова, що надихали за Вкраїну…
Та залишився лиш порожній звук.
Не в майбуття – в провалля ми крокуємо,
Не волю прапор – безум нам пророчить…
Від можновладців правду ми не чуємо,
Бо вони в НАТО нас втягнути хочуть.
В нас віра і надія пропадають,
Бо не здійснилось досі ще нічого,
Все, що під вибори нам обіцяють…
Бо вибрали не ту собі дорогу.
І над світами, прапор не злітає
Зсоромився за нас відповідати…
Нема єднання поступу немає
І слави нам нізащо не діждати…
А втім- на славі треба зупинитися
По світу вже крокує про нас слава,
Що поки будем долару молитися
То пропаде Вкраїна, як держава.
Тим, що болить, звітую перед вами
Тяжкі часи переживаєм нині.
Та все ж ми віру не втрачаємо –
Бажаєм щастя Україні.
25.02.2019р.
Виктор Обдуленко 17 марта, в 22:05
Александр Марусич
G\Похоже, что подобных депутатов выбирают тунеядцы и алкаши
Александр Марусич 10 марта, в 13:44
Валерий Варламов
Конспирология похожая на правду: евреи "купят" путина и он признает их выборы на окраине
Валерий Варламов 9 марта, в 15:34
Сергей Манаков
Уважаемые коллеги ! Новые темы сайта проходят обязательную проверку.
Очень прошу издателей извещать меня личным сообщением о создании новой темы на сайте, дабы она вовремя была проверена и не потеряла своей актуальности.
Сергей Манаков 9 марта, в 11:52
Константин Кушнер
Если всё уходит в прошлое, даже будущее, то куда мы идём?
Константин Кушнер 4 марта, в 21:39
sobirov.34@mail.ru Sobirov
МОЛОДЕЦ ЛУКАШЕНКО! БРАВО!
sobirov.34@mail.ru Sobir… 1 марта, в 19:34
Константин Кушнер
Кто скупил и приватизировал акции "Программы приватизации"1993 г.
Константин Кушнер 14 февраля, в 21:39
Евгения Копылова (Миненко)
Циничное откровение,конечно,но не кажется специфичным именно для евреев,скорее характеристика наднациональных общечеловеческих природных свойств гомосапиенс...А вот что до еврейской специфики соответственно моему жизненному опыту...далее
Евгения Копылова (Миненк… 12 февраля, в 23:52
Кузнецов Сергей
Аппетиты у наших "звезд" уже зашкаливают. Похоже пора ликвидировать данный звездный институт и заставить их служить народу, а не быть кровососами.
Кузнецов Сергей 12 февраля, в 06:11

Русские в полосе отчуждения

развернуть

Русские в полосе отчуждения

Китайско-Восточная железная дорога, крупнейшая магистраль от Забайкалья до Владивостока с ответвлением на Дальний и базу русского флота Порт-Артур, была введена в эксплуатацию 112 лет назад, 14 июня 1903 года. Согласно русско-китайскому оборонительному договору 1896 года, земли под дорогу передавались России в аренду на 80 лет. КВЖД не только пересекала континентальную часть северо-восточного Китая и выходила отдельной веткой к Желтому морю (до 1904 г.), но и имела «полосу отчуждения» вдоль дороги под управлением России. Охраняла ее русская стража (до 25000 штыков и сабель при 26 орудиях), преобразованная в 1901 г. в Заамурский округ пограничной стражи.

Остроумцы того времени называли Маньчжурию «Желтороссией». Шутки шутками, а русская колонизация Маньчжурии являлась лишь вопросом времени. КВЖД, в сущности, двумя рассекающими ветками намертво «пристрачивала» ее к России. В Порт-Артур уже была переведена резиденция царского наместника на Дальнем Востоке. Недаром японцы так торопились начать военные действия в зоне южного участка дороги (всего через полгода после ее открытия). «Обрусение» Маньчжурии шло стремительно. Здесь, на протяжении 2400-верстного пути, были новые русские города (Цицикар, Харбин, Чанчунь, Дальний, Порт-Артур и др.) с многоэтажными зданиями и большими красивыми церквами, лесопильные и кирпичные заводы, угольные копи, пароходство, пристани, склады, депо, конторы, магазины, больницы, окружной военный госпиталь на 485 коек, школы, 20 железнодорожных училищ, высшие учебные заведения, библиотеки, газеты, журналы и даже… курорты.

Но что со всем этим, включая 370 паровозов, около 2700 товарных и 900 пассажирских вагонов, 20 пароходов, 1390 верст железнодорожного полотна (с 1905 г.), 1464 железнодорожных моста, 9 тоннелей, стало после 1917 года? Куда делся многотысячный русский персонал железной дороги и многотысячная же пограничная стража?

Первые потери КВЖД понесла в 1905 г. Кстати, она сыграла скорее отрицательную, нежели положительную роль в русско-японской войне. Главнокомандующий генерал-адъютант А.Н. Куропаткин, очень боясь потерять единственный железнодорожный путь, связывающий наши войска с Россией, постоянно прижимался к южной ветке КВЖД, затрудняя себе свободу маневра и облегчая противнику возможность обходов и охватов. В то же время, пропускная способность дороги была не так велика, чтобы быстро перебросить к театру военных действий сотни тысяч солдат с артиллерией и конной тягой. Это удалось лишь через год с лишним после начала войны. Но Порт-Артур к тому времени уже пал, а флот погиб в Цусимском проливе. По Портсмутскому мирному договору между Россией и Японией большая часть южной ветви дороги (участок от Чанчуня на юг), оказавшаяся на захваченной японцами территории, была передана Японии. Да и не нужна стала эта ветка России с потерей Порт-Артура и Дальнего.

Через 12 лет разразилась Октябрьская революция.

Поначалу она не сильно повлияла на статус дороги. До Октября 1917 г. КВЖД была акционерным обществом с участием государственного капитала. И хотя в декабре 1917 г. большевики в Петрограде закрыли Русско-Азиатский Банк, через который осуществлялись расчеты КВЖД, и ликвидировали Правление Общества КВЖД, юридически это Общество осталось хозяином дороги. К тому же, авторитет России в Китае был так велик, что местные власти до сентября 1920 г. признавали права дореволюционной русской железнодорожной администрации в «полосе отчуждения». По-прежнему существовали русский суд и русские охранные войска (уже, правда, небольшие), подчинявшиеся директору-распорядителю Правления Общества КВЖД генерал-лейтенанту Д.Л. Хорвату, сыгравшему большую роль в политической карьере адмирала Колчака.

Когда в конце 1917 г. революция докатилась и до Харбина, здесь возник Совет рабочих и солдатских депутатов. На 13 декабря 1917 г. он готовил захват власти. К тому времени от мощной пограничной стражи почти ничего не осталось, за исключением шести сотен кавалерии, поскольку заамурцы ушли на фронты Первой мировой. Нестроевые дружины ополчения, созданные взамен заамурской пехоты, были небоеспособны и распропагандированы большевиками. Но генерал Хорват с помощью сохранивших ему верность офицеров стражи и китайских солдат разоружил красногвардейцев и выслал их за пределы Китая. Именно благодаря твердости Хорвата, КВЖД, в отличие от других русских железных дорог, сохранила в годы революции и гражданской войны нормальную пропускную способность и «товарный вид», по ней даже продолжали ходить международные экспрессы с вагонами-ресторанами, чего, конечно, в 1917-1922 гг. и представить себе нельзя было в России.

Падение Колчака неизбежно сказалось на статусе КВЖД. 22 марта 1920 г. русские охранные войска в «полосе отчуждения» были заменены китайскими. На КВЖД заявила права возникшая вскоре «буферная» Дальневосточная республика, но к ней не очень-то прислушивались. В конце 1920 г. Правление Общества КВЖД по договоренности с китайцами объявило дорогу международным акционерным предприятием. В феврале 1921 г. дорога перешла в управление Международного Технического Комитета во главе с прибывшим из Парижа инженером Б.В. Остроумовым. В отличие от своих предшественников, никаких административных прав в «полосе отчуждения» он не имел. Но Остроумов был прекрасным управленцем и экономистом. При нем КВЖД из предприятия убыточного, имевшего за 1921 г. дефицит в два с половиной миллиона золотых рублей, превратилось в процветающее, с чистой прибылью в 6 миллионов рублей (в 1922 г.). Большое значение Остроумов придавал внешнему виду дороги. Судя по фотографиям просторных крытых перронов Харбинского вокзала тех лет, им может позавидовать любой современный вокзал.

Именно Остроумову принадлежит идея об устройстве вдоль линии КВЖД знаменитых теперь в КНР климатических курортов: Имяньпо, Эхо, Лаошао-гоу, Фуляэрди, Барим, Хинган и Чжалантунь. Даже рекламную песенку сочинили:

О, Чжалантунь – какая панорама,

О, Чжалантунь, какая красота!

«Курортная линия» значительно повысила доходы дороги.

Но, несмотря на то, что на КВЖД при Остроумове продолжали работать преимущественно русские люди, она уже не служила государственным интересам России – ни «белой», ни «красной». Это была, как сейчас говорят, «транснациональная корпорация». К тому же, и дни независимого существования Международного Общества КВЖД были сочтены. На китайцев сильно давили американцы, чтобы лакомую и стратегически важную дорогу передали им под управление.

В этих условиях завидную активность проявило советское правительство (завидную – по сравнению с внешнеэкономической активностью нынешнего правительства). Используя свое влияние на тогдашнее руководство партии Гоминдан и другие левые силы Китая, Советский Союз настойчиво добивался права на совместное с китайцами управление КВЖД, с одновременным аннулированием прав Международного Общества. Американцы же, по своей всегдашней привычке, хотели забрать все, поэтому наши предложения для китайцев выглядели заманчивей.

В 1924 г. СССР и Китай подписали соглашение о совместной эксплуатации и владении дорогой. Теперь персонал КВЖД должен был быть наполовину китайским, наполовину советским. Но на деле паритет соблюдался недолго. В Китае шла гражданская война, и противоборствующие стороны пытались использовать КВЖД в своих военных интересах. Это привело к тому, что в январе 1926 г. советский управляющий дороги Иванов даже запретил перевозки для китайцев.

На КВЖД приехали свыше двадцати тысяч советских служащих и работников пути. В «полосе отчуждения» сложилась уникальная, существовавшая до этого только в Дальневосточной республике (1920–1922) ситуация: совместное мирное проживание «красных» и «белых» (число коих колебалось в разные годы от 70000 до 200000 человек). Это нашло оригинальное отражение в стихах харбинского поэта Арсения Несмелова (Митропольского):

У розового здания депо
С подпалинами копоти и грязи,
За самой дальней рельсовой тропой,
Куда и сцепщик с фонарем не лазит, -
Ободранный и загнанный в тупик,
Ржавеет «Каппель», белый броневик.
… И рядом с ним – ирония судьбы,
Ее громокипящие законы –
Подняв молотосерпные гербы,
Встают на отдых красные вагоны…

Советский Союз, как ни странно, устраивало это двусмысленное положение. На словах советские власти требовали от китайских (но не слишком настойчиво) выслать белоэмигрантов в СССР, а на деле не очень хотели менять сложившийся «статус-кво». «Вы здесь нужнее», - доверительно говорили они бывшим соотечественникам, по свидетельству «харбинца» Л.И. Чугуевского. Политическая ситуация в Китае была крайне нестабильна, вчерашний союзник Гоминдан стал вдруг после переворота Чан Кайши врагом, поэтому русская «пятая колонна» в Маньчжурии вовсе не помешала бы СССР. К тому же, агентура ГПУ чувствовала себя в «полосе отчуждения», как рыба в воде. Именно этим можно объяснить многие странности в отношении большевиков к харбинским эмигрантам. Например, тот же А. Несмелов, бежавший в 1924 г. из СССР, активно печатался в 1927-1929 гг. в советском журнале «Сибирские огни», причем редакция вовсе не скрывала от читателей, где проживает автор.

В июле 1929 года начался конфликт между диктатором (китайским наместником) Маньчжурии Чжан Сюэляном и советской администрацией Китайско-Восточной железной дороги, перешедший к осени в полномасштабные боевые действия между Красной Армией и китайскими милитаристами. Эта локальная война, значительно превосходившая, между прочим, по размаху военных операций знаменитый конфликт на острове Даманском, ныне почти забыта. Однако в 1929-м улицы всех городов и сел нашей страны были увешаны плакатами: «Руки прочь от КВЖД!» А ведь за 10 лет до этого Советская Россия официально отказалась от КВЖД как от «позорного пережитка русского колониализма»…

Особая Краснознаменная Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера форсировала реки Аргунь, Амур и Уссури, разбила войска генерала Чжан Сюэляна и взяла под контроль КВЖД. В декабре 1929 года китайцы вынуждены были подписать в Хабаровске протокол о восстановлении советских прав на КВЖД и нормализации положения на границе СССР и Китая.

Второй этап присутствия России на КВЖД продолжался немногим более 10 лет. В 1931 г. Маньчжурия была захвачена японцами. Они решили создать на ее территории марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с Пу И, сыном последнего китайского императора. Правовое положение КВЖД стало крайне неопределенным. В 1934 г. японцы потребовали от Советского Союза продать им дорогу. В случае отказа они бы, естественно, забрали ее бесплатно. Советские власти уступили – за небольшую сумму в 150 миллионов иен. В конце марта 1935 г. началась эвакуация 24000 советских железнодорожников на Родину. Она продолжалась до 28 июня; всего ушло в СССР 104 эшелона.

Небольшая часть белоэмигрантов примкнула к «возвращенцам», другая, тоже небольшая, уехала в Австралию, Латинскую Америку, Европу, но основная часть осталась в Маньчжоу-Го. Поначалу японские и марионеточные власти всячески притесняли русскую колонию. Но вскоре японцы поняли свою ошибку, потому что китайцы в большинстве своем относились к ним как к врагам, а русским, по большому счету, было безразлично, под чьей властью жить на чужбине – китайской или японской. Между оккупационными властями и русскими эмигрантами начали устанавливаться нормальные отношения. Японцы, в отличие, скажем, от нынешних правительств стран Прибалтики, считали вполне возможным преподавание на русском языке в средней и высшей школе. Они отменили синтоистскую присягу для русских служащих, вообще «потеплели» к Православию. За время период правления Пу И число православных храмов в Харбине увеличилось в 3 раза. В 1937 г. наша община широко отметила столетие кончины А.С. Пушкина, а в следующем году – 950-летие Крещения Руси.

В сентябре 1945 г. Япония была наголову разбита в Маньчжурии Красной Армией. Рухнуло и Маньчжоу-Го. Россия вернула себе все дореволюционные владения в Маньчжурии (правда, уже как совладелец): и КВЖД с южной веткой, и Порт-Артур, и Дальний – Сталин, в отличие от Хрущева и Горбачева, болезненно относился к любым территориальным и имущественным потерям. Но он имел слабость к Мао Цзэдуну. Он простил ему даже ревизионистскую фразу в Программе КПК 1945 г.: «КПК во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэдуна» (а Хрущев, кстати, не простил). В день своего 70-летия Сталин снял с руки часы и отдал их Мао: теперь, мол, твое время пришло. Это была не первая и не последняя метафора Сталина в отношениях с младшим китайским товарищем: он вообще воспитывал Мао в подобном духе. Несмотря на оказанную Мао честь (его поселили в декабре 1949 г. на сталинской даче в Кунцеве), приема от Сталина он ждал целый месяц и за это время не видел его ни разу, хотя жил на втором этаже, а Сталин – на первом. Тогда, по воспоминаниям Мао, он не выдержал и заскандалил: я, дескать, руководитель самой большой по населению страны и вождь самой большой в мире компартии, подавайте мне Сталина! Сказано-сделано: этим же вечером встреча со Сталиным состоялась. А утром официантка, несущая Мао наверх кофе, чуть не уронила поднос, увидев у лестницы хотя и не призрак, но и не реальность – седого как лунь Сталина в мундире генералиссимуса. Он стоял, глядя на нее исподлобья. И это в такую-то рань, хотя, как известно, раньше полудня он никогда не вставал! Дальше Сталин повел себя еще более необычно, если не сказать неприлично. Он вдруг отобрал у официантки поднос, сказав: «Я сам отнесу», и понес кофе Мао Цзэдуну на второй этаж – в постель, так сказать.

Мао был так поражен этой чисто китайской метафорой, что никогда больше не смел ничего требовать от Сталина и до самой смерти не сказал ни одного худого слова о нем. Вскоре, в феврале 1950 г., Сталин сделал своему любимцу новый подарок – КВЖД (реально перешла в руки китайцев в 1952-1953 гг.). Завершился третий (и последний) этап русского владения КВЖД.

Русские эмигранты начали покидать «полосу отчуждения» еще в 1946 г. Многие из тех, кто на патриотическом подъеме уехал в СССР, подверглись здесь аресту, многие добровольно поехали осваивать целину. Основная часть «харбинцев» (20000 человек) перебралась в Австралию, где и основала нынешнюю довольно многочисленную русскую колонию. К 1953 г. в Маньчжурии не было уже ни одного русского эмигранта. К тому времени КВЖД покинули последние советские служащие. В 1955-м наши военные оставили Порт-Артур и Дальний. История русской КВЖД и «полосы отчуждения» закончилась. Но это неотъемлемая и весьма заметная часть нашей общей истории. (с)


Опубликовал Сергей Манаков , 17.02.2019 в 07:59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
людмила тарвид
людмила тарвид 17 февраля, в 12:06 Очень больно вспоминать Харбин, русский город. Как писал поэт  Арсений Несмелов "Будет день такой, что не вспомнят - ты построен русскою рукой". Мне подарили в Харбине книгу китайского автора, очень убогую по стилю, без ссылок, вообщем-то полуграмотную.   Я опубликовала статью по архитектуре /харбина, где определила стиль как русский модерн и посетовала, что такую классификацию, которую дал стилям китайский автор, мы обязаны собственному уничижительному отношению к своей культуре (сейчас-то уже есть работы по стилю Русский модерн)  По этой теме писали еще два автора (один из которых наклепал потом много книг по архитектуре Харбина, оперируя конкретными данными и не обращаясь к стилевому анализу), определивших стиль харбинской архитектуры как "барокко"что не противоречило басне китайского автора..  И вот через два года нашли меня японцы с кафедры архитектуры в Токио и рассказали, что цитировавшийся мною китайский автор ездит в Токио читать лекции по архитектуре Харбина и рассказывет, что европейцы научили китайцев стилю барокко и они построили Харбин. Две статьи не противоречили, а в моей японцев заинтересоало почему РУССКИЙ МОДЕРН.  Ища ответа на этот вопрос, они с большим удивлением  узнали о КВЖД и русском происхождении Харбина. .. Текст скрыт развернуть
2
людмила тарвид
людмила тарвид 17 февраля, в 12:31 И еще о Харбине. В 1996 году китаянка меня спрашивает "Вы не знаете, где бы у вас купить танк?" Я, конечно "???".. И она мне говорит"Так говорят, что у вас там НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО..."  Но ведь сейчас ничего не изменилось, не потому ли китайцы с беспримерной жадностью кромсают северные русские леса... А мне... Мне хочется скорее умереть, чтобы не видеть этого. Текст скрыт развернуть
2
людмила тарвид
людмила тарвид 17 февраля, в 12:45 И третий раз о Харбине. Прощаясь с нами (со мной и с мужем) Шао Хуа, интеллигентнейший китаец, переводчик с русского на китайский и наоборот,  сказал нам "Я последний китаец, который чувствует свой долг перед Россией". Царство Вам небесное, дорогой Шао Хуа, его давно нет в живых. Текст скрыт развернуть
2
TATIANA LT
TATIANA LT людмила тарвид 17 февраля, в 15:16 Спасибо вам за историю, как хорошо, что есть люди, которые могут об этом что-то нам рассказать. Было интересно читать вас. Автору тоже спасибо! Мы -русские и должны знать историю своей страны. Здоровья! Текст скрыт развернуть
1
Ульяна
Ульяна 17 февраля, в 16:09 Спасибо,интересно.Мой отец служил в Порт-Артуре в 1955. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Последние комментарии

Премьер Лист
Александр Турчин
Премьер Лист
Премьер Лист
Максим Чикалёв
Последние темы сайта
Поклонская о вопиющих случаях коррупции в Госдуме. Кого не дали вывести на чистую воду
Сергей Манаков 25 мар, 15:37
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Порошенко обвинили в убийстве собственного брата
Сергей Манаков 25 мар, 04:28
+7 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Агрессоры с обедненным рассудком
Сергей Манаков 24 мар, 19:38
+5 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Вопросы

почему в уведомлениях появляются теперь всякие ответы, вместо...
Володимир 3 фев, 13:27
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Не могу вносить комментарии к текстам, любым текстам в Мир Те...
Нина Ермилкова 9 окт 18, 12:10
0 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему не могу удалить комментарии к теме, почему не могу вно...
Алексей Яковлев 1 сен 17, 11:53
+1 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние ответы

Елена Савинская (Фурман)
Комментарии- ожидайте, ожидайте... Cколько времени ждать? Так и не проходят...
Елена Савинская (Фурман) 16 февраля, в 20:10
Сергей Манаков
На всякий случай проверьте у модераторов Миртесен нет ли Вас в черном списке
Сергей Манаков 13 октября 18, в 20:01
Алексей Яковлев
Вас тот же вопрос терзает? Видимо ответа мы тут на ЭТОТ вопрос не дождёмся.
Алексей Яковлев 12 октября 18, в 20:33
Виктор Всевидящий
Почему не могу удалить комментарии к теме, почему не могу вносить людей в чёрный список?
Виктор Всевидящий 12 октября 18, в 19:14
Aleftina Gumenyuk
subscribe
Aleftina Gumenyuk 21 мая 18, в 02:48
Самые популярные темы
Выбросила плакат с Немцовым от стен посольства России в Минске!
Княгиня Рина Наумова-Дэвис 1 мар 15, 17:00
+1751 664
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Савченко арестована. Из какой страны и куда теперь уедет Татьяна Лазарева? Волнуюсь
Сергей Манаков 23 мар 18, 06:56
+1553 404
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Ужасы западной содомии на уровне государства, о которых вы и не подозреваете
Сергей Манаков 2 ноя 14, 19:26
+1495 661
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Допрыгалась
Сергей Манаков 3 мар 15, 07:13
+1482 649
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О чем лгут абсолютно все историки
Елена Мещерская 28 сен 16, 10:52
+1364 456
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0